Юккер

Юккер
, Гюнтер (Uecker, Gunther) Род. 1930, Вендорф, Мекленбург. Немецкий художник. Учился в школе прикладного искусства Берлина-Вейзензе (1949—1953). В 1953 переехал в Западный Берлин. Обучался в Гос. художественной академии Дюссельдорфа (1955—1958). Свое творчество связывал с традициями искусства К. Малевича и П. Мондриана, а также с некоторыми идеями конструктивизма. С 1957 Юккер под влиянием И. Клейна погрузился в теософию и дзен-буддизм. Участвовал в общих выставках вместе с Х. Маком и О. Пине (с 1958) и стал официальным членом группы "Зеро" (1961—1966). Называя свое творчество "дорогой к живописи", Юккер с 1958 создавал объекты и рельефы с гвоздями, часто раскрашивая их в белый цвет. Забивая гвоздь, мастер демонстрировал простое действие, которое содержало в себе некий творческий потенциал: в монотонном повторе механического движения заключалась идея бесконечной жизненной силы, к которой может приобщиться любой человек (принцип серийности произведений также лег в основу творческой стратегии художника и нес заряд оптимизма). Белую краску Юккер, проассоциировав с синтезом всех существующих в мире цветов, интерпретировал крайне субъективно — как триумф над тенью жизни и небытием (Куб, куб, 1967, Дюссельдорф, собрание художника; Художественная акция в помещении Пианохаус Кол, 1964, Гельзенкирхен). Открытый вибрирующий мир своих кинетических произведений Юккер рассматривал как зону поиска не только новаторской изобразительной формы, но и новой философии жизни. Прибитый гвоздь хранил на себе отпечаток руки художника, был свидетелем его физического действия. Свое искусство "нокаутирующего удара" Юккер превратил в подобие телоскопии и фотосинтеза: вибрирующие световые структуры художник рассматривал как способ проекции духовного света из глубин интеллектуальной памяти в открытый космос. В 1964 на выставке Документа 3 в Касселе Юккер представил произведения, выполненные в соавторстве с Х. Маком и О. Пине, — иллюминированные электромеханические конструкции в виде железных дисков с многочисленными дырочками и прорезанными буквами текста (Серебряная мельница, 1964, Мёнхенгладбах, собрание Х. Мака; Белая световая мельница, 1964, Дюссельдорф, собрание художника). Однако из-за своего увлечения теософией и синкретической религией Юккер чувствовал себя одиноко внутри объединения "Зеро", которое впоследствии он иронично назвал "буржуазно-интеллектуальным брудершафтом". С 1970-х Юккер конструировал механизированные мельницы. Движение их подчеркнуто простой архаической формы предрасполагало к тишине и создавало необходимое пространство для медитации: с помощью вращения деревянного горизонтального кола, украшенного несколькими десятками коротких веревок, можно было разровнять песок по аккуратной форме круга и даже начертить на нем кольцевые линии (Мельница-бич, 1992, Дюссельдорф, собрание художника). Художник издавал собственную Газету Юккера (1968—1982). Работал вместе с Гёцем Фридрихом над сценическими декорациями к оперным постановкам Р. Вагнера (Парсифаль, 1976; Тристан и Изольда, 1981, обе — в Гос. опере Штутгарта). Экспериментировал с языком изобразительного искусства и создавал нетрадиционную объемную графику с помощью тиснения бумаги (Звезда Давида, 1995, Берлин, собрание Бундестага). С 1986, после катастрофы на украинской атомной станции в Чернобыле, художник обратился к философской проблеме жизни и смерти человека: монтировал вместе с гвоздями камни, а также неизменно покрывал доски белым клеем и пеплом (Пепелище, 1992—1993; Пепельный сад, 1992, обе — Дюссельдорф, собрание художника). Пепел, напоминая "сожженный свет", рассматривался им как метафора душевной субстанции. Причисляя себя к особому "восточному", глубоко меланхолическому типу мышления, он много путешествовал. Возвратившись из большого путешествия по Транссибирской магистрали через Сибирь, Монголию, Китай, а также поездки в Японию (1984), Юккер начал активно работать с деревом: появилась скульптурная серия высоких пней с символической кроной из настоящих гвоздей (Дерево, 1992, Дюссельдорф, собрание художника). Отныне непосредственное присутствие гвоздей Юккер часто заменял простой метафорой, которую олицетворяли в себе его монументальные конструкции из длинных белых кольев (Дорога с препятствиями, 1992, Дюссельдорф, собрание художника). Ощущая себя настоящим кочевником, Юккер предпочитает проводить время в непрерывных путешествиях по разным странам: к примеру, он посетил Южную Америку (1971), Африку (1972—1973), Азию (1974), Исландию (1985), Россию (1987), Южную Корею (1988).
Лит.: Юккер. Центральный Дом художника на Крымском валу 14 сентября — 1 ноября 1988: Каталог выставки. М., 1988. Stachelhaus H. Zero. Dusseldorf u. a. 1993; Uecker Gunther. Der geschundene Mensch: Katalog / Hrsg. von Institut fur Auslandsbeziehungen. Stuttgart, 1993.
Е. Орлова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Юккер" в других словарях:

  • Юккер — (Uecker) Понтер (род. 1930) Один из крупных немецких художников втор. пол. XX в. Художественное образование получил в Берлинской академии художеств (ГДР) и в Дюссельдорфской академии художеств. С 1953 г. живет в Дюссельдорфе. На мировой… …   Энциклопедия культурологии

  • ЮККЕР (Uccer) Гюнтер — (р.1930) немецкий скульптор. С кон. 1950 х гг. работает на стыке кинетической скульптуры и поп арта. Входил в группу Зеро в Дюссельдорфе. Свои объекты делает из стальных блестящих гвоздей ( Световой лес ,1959). С 1960 использует неоновые трубы и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЮККЕР Гюнтер — ЮККЕР (Uccer) Гюнтер (р.1930), немецкий скульптор. С кон. 1950 х гг. работает на стыке кинетической скульптуры и поп арта (см. ПОП АРТ). Входил в группу «Зеро» в Дюссельдорфе. Свои объекты делает из стальных блестящих гвоздей («Световой… …   Энциклопедический словарь

  • Инсталляция — (англ. installation установка, проведение, назначение на должность) пространственный арт объект, обычно многосоставный. Как ведущий жанр современного изобразительного искусства возникает на зрелом этапе западного модернизма 1960 1970 х годов… …   Альтернативная культура. Энциклопедия

  • Томский государственный педагогический колледж — Сайт ОГБОУ ТГПК http://pedcollege.tomsk.ru Томский государственный педагогический колледж (ТГПК) среднее профессиональное учебное заведение в г. Томске, готовящее педагогов для школ и дошкольных учреждений.Важнейшим направлением деятельности… …   Википедия

  • Вышеславский, Глеб Анатольевич — Глеб Вышеславский Дата рождения: 6 мая 1962(1962 05 06) (50 лет) Место рождения …   Википедия

  • Берлинские государственные музеи — один из крупнейших музейных комплексов в мире. Основан в 1830. Включает Национальную галерею, Картинную галерею, Переднеазиатский музей, Музей ислама, Египетский музей, Античное собрание, Новую национальную галерею, Этнографический музей и др. *… …   Энциклопедический словарь

  • Высшая лига 2 (фильм) — Высшая лига 2 Major League 2 Жанр комедия Режи …   Википедия

  • Салахов, Таир Теймур оглы — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Салахов. Таир Салахов азерб. Tahir Teymur oğlu Salahov Фотография Имя при рождении: Таир Теймур оглы Салахов …   Википедия

  • Карты Таро — У этого термина существуют и другие значения, см. Таро. Карты Таро система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV XVI веке[источник не указан 43 дня], в наши дни используется… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»